Уменьшение хроматизма в астрофотосъёмке

Уменьшение хроматизма в астрофотосъёмке

Любители астрономии в основном фотографируют с помощью цифровых зеркальных фотоаппаратов. Несмотря на их дороговизну, они все равно дешевле профессиональных ПЗС матриц. Кроме того, АПО объективы тоже не всем по карману.
Если у Вас объектив страдает хроматизмом , можно программным способом несколько побороть этот недостаток. Хочу предупредить, что чудес, конечно, не бывает, и если у Вас ахромат, качества апохромата , увы, не достичь. Но заметно снизить радужный ореол вокруг звезд, получиться. Самое главное, чтобы ваш объектив имел как можно меньше кому и астигматизм. Поэтому чем больше звезды похожи на кружки, тем лучше.

Многие любители пытаются уменьшить хроматизм в различных фоторедакторах. Но увы уже сложенный кадр, без предварительной разбивки на каналы к общему значению привести невозможно. Потеряется цвет. Звезды будут «серыми», блеклыми.
Суть предложенного мной метода ,является приведение разноцветных диаметров звезд к одному размеру с помощью по канальной деконволюции. Это довольно кропотливое занятие, методом проб и ошибок. Придется повозиться, чтобы получить результат.
К сожалению, различные объективы, «рисуют» звезды по-разному. Сделанные еще в Советском Союзе типа «Юпитер» в основном окрашивают голубым ореолом, западного производства очень часто окружают звезды красным и синим в разной пропорции.
Итак начнем процесс обработки. Ирис мне ближе к сердцу. Просто привык, но для чистоты эксперимента попробовал и в MaximDL, увы, результат мне не понравился. Возможно, просто нет навыка.

Работа в Ирисе.
Желательно работать с «мастер-кадром», сразу после удаления градиента.
Деконволюция (как следует из описания на сайте разработчика программы )в Ирисе корректно работает с квадратным кадром. Поэтому делаем так:
1 Сначала выбираем участок с важным объектом, выделяем мышкой квадрат и с помощью команды window3 и численное значение будущего кадра. Например:
window3 1000– это значит, что кадр будет иметь размеры 1000Х1000 пикселей. Можно задать любой размер , хоть window3 2000. (2000х2000 точек)
В этом случае только надо постараться , чтобы выделяемый участок был как можно ближе к центральной области кадра. Затем сохраняем этот файл.
2 Разбиваем его на RGB, (закладка Digital photo / RGB separation ) соответственно как и положено называя файлы R,G,B. Эталонным изображением , в нашем случае служит зеленый канал. Самым шумным может быть либо красный канал, либо синий канал.
3Последовательно загружаем и смотрим наши R,G,B кадры.
Для разных объективов преобладание, т.е. недостаточная фокусировка для синих и красных лучей может быть, различным. Поэтому находим тот, у которого наибольший диаметр звезд, по сравнению с зеленным. с ним мы и будем в основном работать. В моем примере объектив”синит” поэтому работаем с синим каналом.
4 3агружеем канал B
Нажимаем auto окошка threshold , выбираем звезду не сильно передержанную, но и не слабую, в командой строке прописываем: RL со значением, например 3 и 0
(> RL 3 0 ) и нажимаем enter . После некоторого времени, компьютор выдаст изображение. Опять жмем auto окошка threshold и смотрим: если появились артефакты фона, используем шумодав по селективному Гауссовому размытию.
Закладка Processihg / Selective Gaussian filter . В открывшимся окошке ставим значение например: Radius 5, threshold 100(можно и 200) . После обработки, сохраняем файл как BB , что бы не перепутать с оригиналом.
5 Затем открываем закладку view/ (L)RGB в появившейся менюшке указываем, какие кадры нам нужно сложить. В нашем случае это R,G, и BB . OK . Но тут вдруг на экране ничего не происходит –это глюк Ириса , не надо пугаться. Просто сверните и разверните окно программы. Вот теперь все стало на свое место. Затем проводим команду Black, баланс белого и т.д. если устраивает- сохраняем. Если нет, начинаем все сначала, но с другими параметрами деконволюции. Возможно придется сделать то же самое для красного канала(для западных объективов) или только красного. Только опытным путем можно получить результат.
Недостатки метода:
Чтобы освоить нужно время .
Смещается баланс белого по сравнению с оригиналом, надо корректировать иначе.
Возрастает шум неба. Но это отчасти компенсируется фильтрами программы.
Требуется навык, для правильно выбора нужной звезды. Важна не только яркость, цвет, но и расположение на кадре опорной звезды.
Квадратный кадр. Впрочем, это не факт. Возможно, дальнейшие эксперименты это опровергнут.
Для каждого объектива нужны особые значения деконволюции.

Вот пример участка звездного неба. Объектив Юпитер 21м.

А вот обработанный мною тот же исходник , с использованием по канальной деконволюции.

/Чтобы полностью рассмотреть все отличия, и оценить данный метод загрузите кадры на ваш компьютер, и смотрите со 100% разрешением/

Ангельский Александр,